События Ордена
Первый католический храм Москвы
Начиная со времени падения татаро-монгольского ига русские великие князья, а затем цари, приглашали в Москву иностранных специалистов: архитекторов, инженеров-фортификаторов, оружейников, золотых и серебряных дел мастеров и других. Известно, что при великом князе Иване III и его сыне Василии III в общей сложности восемь итальянских архитекторов, конечно же, католиков, ибо других итальянцев в конце XV – начале XVI века, быть не могло, с помощниками и мастерами работали в России. Они построили Московский Кремль, стену Китай Города, ряд церквей в Москве, среди которых церковь Вознесения в селе Коломенском и церковь св. Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря, а также крепости в других городах России. Однако никаких сведений собственно о католических храмах в Москве вплоть до конца XVII века мы не встречаем, хотя лютеранам уже в 1575 году, то есть еще при Иване IV Грозном разрешили иметь свой храм в столице.
Во второй половине XVII века при царе Алексее Михайловиче число католиков в Москве значительно возросло: на русскую службу прибыло немало военных, технических специалистов и мастеров разных профессий. Все они селились в Немецкой слободе. Немецкая слобода. Первая Немецкая слобода в Москве появилась еще при великом князе Василии III, который имел почетную стражу из иностранных воинов, и находилась она в Замоскворечье в Наливках, вероятно, между современными улицами Полянка и Большая Ордынка. Эта слобода была сожжена крымским ханом Девлетом I Гиреем во время его похода на Москву в 1571 году. Немецкая слобода на Яузе появилась во время царствования Ивана Грозного, возможно, несколько ниже по течению, чем так называемая Новая Немецкая слобода: в 1578 году она была разграблена Иваном Грозным и его опричниками. Новая Немецкая слобода была основана по распоряжению Алексея Михайловича в 1652 году. К концу XVII века это был уже небольшой европейский город с чистыми прямыми улицами, уютными и красивыми домами.
Первый деревянный католический храм в Москве в Немецкой слободе был построен только в правление царевны Софьи (1682–1689). Правительство Софьи искало союза с Австрийской империей и Польшей против Турции, с которой эти страны в то время вели войну. В 1686 году Софья заключила с Польшей «Вечный мир». В 1684 году два католика генерал Патрик Гордон и купец Франческо Гваскони попытались заручиться поддержкой в вопросе строительства католического храма в Москве австрийского посольства и написали челобитную на имя юных царей Петра и Ивана, то есть фактически царевне Софье. Но, несмотря на поддержку посла императора Леопольда I, в прошении о строительстве храме было отказано.
Однако Софья разрешила остаться в Москве священникам-иезуитам, которые открыли школу. В 1685 году в Москву приехал священник-иезуит Альберт де Бойе с поручением от императора Леопольда I купить землю для постройки католического храма в Москве. Участок с домом был куплен и записан на имя купца Франческо Гваскони, а уже два года спустя, в 1687 году на дворе у Гваскони была освящена деревянная «палатка» (т.е. часовня), где регулярно служились мессы.
В 1689 году, когда царевна Софья была свергнута, и к власти пришел малолетний Пётр I, власть в большой степени оказалась в руках родственников его матери - Нарышкиных, находившиеся под влиянием патриарха Иоакима, который был враждебно настроен в отношении католиков. В октябре 1689 иезуиты были высланы из Москвы, и богослужения в «палатке» прекратились.
Но Пётр I постепенно оттеснил Нарышкиных от власти и стал править самостоятельно. Он задумал грандиозные социальные, административные и культурные реформы для преодоления отсталости России и приобщения ее к достижениям европейской цивилизации. Поэтому он нуждался в советниках и специалистах с Запада, и не был заинтересован в конфликтах, ни с протестантами, ни с католиками. Во внешней политике он также рассчитывал на союз с католическими странами против Турции, а затем и против лютеранской Швеции. Кроме того, Петр I приблизил к себе католика Патрика Гордона, который стал одним из создателей русской регулярной армии.
К весне 1698 года во дворе у Франческо Гваскони был выстроен деревянный католический храм с четырьмя алтарями, главный из которых был посвящен Святой Троице. Второй алтарь был посвящен апостолам Петру и Павлу, в честь которых храм будет переименован в первой половине XVIII века.
В начале мая 1698 году в Москву прибыло посольство из Вены от императора Леопольда I во главе с Игнатием Христофором де Гвариентом. Де Гвариент регулярно посещал воскресные мессы в новом храме, в котором играл оркестр из его свиты. Посол позаботился также о перестройке здания храма (1698–1699), увеличившей его вместимость. «Так как католическая церковь необыкновенно тесна, то господин посол приказал на свой счет переделать ее в более широких размерах» - записал 1 июля 1698 года в своем дневнике секретарь австрийского посольства Иоганн Георг Корб. Он также отметил, что католическая община Москвы «ради согласия [с русскими]» (maioris convenientiae gratia) жила по Юлианскому календарю; по нему праздновались Пасха и все связанные с ней торжества.
Вот что он пишет о католическом храме в Москве: «В последнее время в Немецкой слободе выстроена первая католическая церковь: она деревянная. Господин посол по чувству благочестия вчера пожертвовал в эту церковь список с чудотворной иконы Пётценской Пречистой Девы Марии. Мы отстояли в этой церкви богослужение. Музыка наших артистов, сопровождавшая богослужение, увеличила торжество и привлекла в церковь немало протестантов».
В начале XVIII века деревянное здание католического храма пострадало от пожара, а восстановлено было в 1705 – 1706 годах уже как каменное. Официального разрешения на это, видимо, не было, но власти молчаливо примирились с нарушением старых запретов. Новую каменную церковь Святой Троицы построили русские каменщики. Имя архитектора осталось неизвестным, но высказывались предположения о том, что это был итальянский архитектор Джованни Мария Фонтана, построивший Меншиковский дворец в Петербурге и Лефортовский дворец в Москве. Храм был освящен в июне 1707 года в праздник Святой Троицы. «Мы торжественно вошли в храм и пели обедню Пресвятой Троице, во имя которой был и прежний деревянный храм, и настоящий каменный», - писал священник капуцин Франциск Эмилиан. К 1719 году в храме был установлен орган.
С двадцатых годов XVIII века, этот каменный храм упоминается в источниках уже по названию второго алтаря - как храм святых апостолов Петра и Павла. Храм значительно пострадал во время пожара 1812 года, который уничтожил большую часть Немецкой слободы, тем не менее, еще в первой половине XIX века в нем совершались богослужения. Для московского католического прихода был построен новый храм Петра и Павла в Милютинском переулке, недалеко от французского католического храма св. Людовика на Малой Лубянке. Возведенный архитектором Алессандро Жилярди в стиле романтической готики, он был торжественно освящен в июле 1849 года.
Храм Петра и Павла в Немецкой слободе принадлежал католическому приходу до 1870 года, после чего был разобран, а его территория перешла к новым владельцам, выстроившим на ней фабричные корпуса.
Увы, и даже в конце XIX века еще не умели дорожить памятниками архитектуры. К сожалению, это было общей чертой, как православного, так и католического духовенства. Хорошо, что архимандриту, к монастырю которого была приписана жемчужина русской сакральной архитектуры, церковь Покрова на Нерли, и уже получившему разрешение от своего духовного начальства на ее разрушение, не хватило денег для ее разборки на кирпичи. К сожалению, денег хватило, чтобы разобрать на кирпичи уникальный памятник архитектуры – первый католический храм Москвы начала XVIII века.
Единственно, что было сделано – это перенесение, покоившегося под алтарем храма праха генерала Патрика Гордона, на Немецкое (Введенское) кладбище, надгробие, установленное на его могиле в 1877 году, сохранилось до наших дней.
Автор: Виталий Задворный