События Ордена

Празднование Пасхи в приходе святых Петра и Павла в Москве и Богослужение Крестного Пути по улицам вокруг Кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
В Москве состоялась третья Инвеститура Ордена Гроба Господнего Иерусалимского.

Первый известный по имени епископ Древней Руси

Кто был первым епископом на Руси? Согласно распространенной версии – им был митрополит Михаил, крестивший Русь при князе Владимире. Но, ни древнейшая русская летопись «Повесть временных лет», ни другие близкие по времени русские или иностранные источники, ничего о митрополите Михаиле не знают. Источником, установившейся только в XVI веке традиции, считать Михаила первым русским епископом, является так называемый «Церковный устав Владимира», который датируется XII-XIII веками. Однако согласно этому уставу Михаил был современником Владимира и Константинопольского патриарха Фотия, который, как известно, умер в 896 году, то есть почти за сто лет до крещения Руси князем Владимиром. Историки считают, что имя Михаил в «Церковном уставе Владимира» появилось потому, что в «Повести временных лет» под 988 годом помещен сокращенный перевод (причем с грубой догматической ошибкой), составленного в первой половине IX века секретарем Иерусалимского, а затем Константинопольского патриарха Михаилом Синкеллом, символа веры, которым епископ Корсунский поучает Владимира.

Святая княгиня Ольга. Эскиз росписи собора св. Владимира в Киеве. М. В. Нестеров, 1892

Однако, на самом деле, имя первого епископа Древней Руси не только хорошо известно, но и подтверждено многими современными тем событиям источниками. А прибыл он на Русь из Германии по приглашению св. Ольги – бабушки князя Владимира, и звали его – Адальберт.  

В Киеве после смерти князя Игоря в 945 году стала править его жена - Ольга. В том, что она была христианской, никаких сомнений быть не может, но о времени и месте ее крещении источники содержат противоречивые сведения.

Согласно «Повести временных лет», она в 955 году совершила поездку в Константинополь к императору Константину Багрянородному. Здесь она якобы и крестилась, причем византийский император был настолько очарован ею, что предложил ей руку и сердце, однако, в конце концов, вынужден был довольствоваться ролью ее крестного отца. Хитрая княгиня ответила императору, что прежде чем жениться, она должна принять крещение, так христианский император не должен брать в жены язычницу, и попросила, чтобы император стал ее крестным отцом. Когда крестили ее патриарх с императором, то император снова обратился к ней с предложением. Ольга же  указала на то, что она теперь приходится ему крестной дочерью, а на дочери жениться никак нельзя.

Этот фольклорный рассказ содержит ряд заведомых неточностей. Однако факт визита Ольги в Константинополь бесспорен, так как сохранилось описание приема русской княгини в Константинополе, составленное самим императором Константином Багрянородным. Обстоятельно описывая церемонии приема княгини, сопровождавшиеся банкетами и вручением даров русскому посольству, император ни словом не намекает на факт крещения Ольги. Естественно, если бы она тогда приняла крещение, то этот факт в первую очередь был бы отражен в его сочинении.

Ольга и ее кортеж в Константинополе, манускрипт хроники Иоанна Скилитцы, XIII век

 Известный историк Русской Церкви Евгений Голубинский, основываясь на показаниях древнерусского писателя XI века Иакова Мниха, согласно которому Ольга прожила христианкою 15 лет, принимал, что крещение Ольги совершилось на Руси в 954 году. Хотя существует и другое мнение, что она крестилась в Константинополе, но уже при императоре Романе II.

В любом случае, княгиня Ольга не была удовлетворена результатами переговоров в Константинополе. Ведь известно, что введение греческой церковной иерархии означало бы и зависимость политическую. В 959 году Ольга обратилась к германскому королю, будущему императору Священной Римской империи Отгону I с просьбой о направлении епископа.

О миссии прибывшего на Русь в 961 году епископа Адальберта сообщает ряд, причем  независимых друг от друга, летописных источников, а также грамота Оттона I и булла Папы Римского Иоанна XIII.

 Из летописных источников самым важным является так называемая хроника «Продолжение Регинона», то есть продолжение «Хроники», составленной аббатом Прюмского аббатства в Германии Региноном и доведенная им до 906 года, а затем продолженная анонимным автором, которого современная историческая наука единодушно отождествляет с нашим Адальбертом – первым епископом Руси.

 

Оттон I принимает покорность стоящего на коленях короля Италии Беренгара II, манускрипт хроники Оттона Фрейзингского, около 1200 года

 Интересно отметить, что назначение епископом в глухую варварскую страну сам Адальберт расценивал не иначе, как, что кто-то его «подставил», отмечая в своем повествовании, что он «ждал от архиепископа лучшего и ничем никогда перед ним не провинился, но должен был отправиться на чужбину». Послушаем самого Адальберта:

 

959 год. Послы Елены, королевы ругов, крестившейся в Константинополе при императоре Романе, явившись к королю, притворно, как выяснилось впоследствии, просили назначить их народу епископа и священников.

960 год. Король отпраздновал Рождество Господне во Франкфурте, где Либуций из аббатства святого Альбана был посвящен для народа ругов достопочтенным архиепископом Адальдагом.

961 год. Либуций, отравлению которого в прошлом году помешали какие-то задержки, умер 15 февраля этого года. На должности его сменил, по совету и ходатайству архиепископа Вильгельма, Адальберт из аббатства святого Максимина, который, хотя и ждал от архиепископа лучшего и ничем никогда перед ним не провинился, должен был отправиться на чужбину. С почестями назначив его епископом народу ругов, благочестивейший король снабдил его всем, в чем тот нуждался.

В тот же год Адальберт вернулся, не сумев преуспеть ни в чем из того, чего ради он был послан, и убедившись в тщетности своих усилий. На обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он, испытав большие лишения, едва спасся.

 

 А вот что сообщают источники XI века, например, «Хильдесхаймские анналы»:

К королю Оттону явились послы народа Руси с мольбою, чтобы он послал им кого-либо из своих епископов, который бы открыл им путь истины. Они уверяли, что хотят отказаться от языческих обычаев и принять христианскую веру. Король согласился на их просьбу и послал им епископа Адальберта правой веры. Они же, как показал впоследствии ход дела, во всем солгали.

 

То же самое, практически дословно, о миссии Адальберта говорится в «Кведлинбургских» и «Оттенбойренских анналах», а также в «Анналах Ламперта». Более поздний источник, составленный в середине XII века, «Деяния Магдебургских епископов» еще более драматизирует поездку Адальберта на Русь:

 Был в те времена Адальберт, муж славный и заслуженный, который некогда из братии аббатства святого Максимина в Трире был поставлен епископом и послан к ругам. Но ожесточенный народ, свирепый видом и неукротимый сердцем, изгнал его из своих пределов, презрев благовествовавшего Евангелие мира.
 

Современный же событиям документ - Грамота об учреждении Магдебургского архиепископства Оттоном I (968 год), говорит об этом сухо, но полностью подтверждая факт назначения Адальберта епископом Руси:

Мы поставили архиепископом досточтимого мужа Адальберта, некогда назначенного и посланного епископом и проповедником к ругам.

 

А так как католическим архиепископам положено получать палий от Папы Римского в знак утверждения назначения Апостольским Престолом, то Папа написал по этому случаю буллу. Текст этой буллы Папы Римского Иоанна XIII Адальберту при вручении палия сохранился:

  Тебя Адальберта, собрата и соепископа нашего, некогда посланного к язычникам, клир и прихожане святой Магдебургской Церкви, памятуя о том, что блаженной памяти предшественник наш Папа Захария поставил во главе Майнцской Церкви блаженного Бонифация, до того посланного к язычникам, просят возвести в архиепископский сан, считаю тебя быть достойным быть их архиепископом.

Таким образом, факт назначения Адальберта епископом на Русь – совершенно бесспорен. Дата 961 год – это первое упоминание в источниках о епископе на Руси. Но почему же, епископ Адальберт вынужден был вернуться назад? Безрезультатность предприятия Адальберта была, по-видимому, обусловлена политическими обстоятельствами. Немецкая миссия, сначала медлившая по каким-то, точно не установленным причинам, а затем из-за смерти епископа Либуция, прибыла в Киев только в 961 году, то есть два года спустя после обращения Ольги к Оттону. В это время в Киеве уже самостоятельно начал править ее сын Святослав, которому должно было уже исполниться 18 – 19 лет. Русские летописи изображают Святослава убежденным язычником и настоящим викингом, который думал только о военных походах. Так что Адальберт, прибывший ко двору уже другого правителя, вынужден был отправиться назад. В 968 году Адальберт стал архиепископом Магдебургским. Основанная им в Магдебурге кафедральная школа выпустила в дальнейшем много известных епископов и миссионеров, среди которых был и епископ Бруно Кверфуртский – друг князя Владимира, о котором мы вскоре расскажем. 

 

Карл Хазенплуг. Кафедральный собор в Магдебурге, 1828 год

Автор: Виталий Задворный