События Ордена
Были ли католические храмы в Древней Руси?
Древняя Русь при князе Владимире прияла христианство из Византии, и православие стало официальной религией государства. Однако Древнерусское государство поддерживало интенсивные торговые, культурные, а также и матримониальные связи с Западной Европой, где официальной религией было католичество. Поэтому нет ничего удивительного, что католические храмы были возведены в Киеве – столице Древнерусского государства, а также Новгороде и Ладоге, которые были главными русскими центрами торговли с немецкими и скандинавскими купцами.
В Киеве существовала колония купцов из Регенсбурга, и с этими купцами прибыли ирландские монахи, основавшие впоследствии монастырь Девы Марии. Первым монахом ирландцем, насколько известно из источников, был Маврикий.
В 1088 (или 1089) году состоялось посольство от антипапы Климента III к князю Всеволоду и митрополиту Киевскому Иоанну II с предложением церковной унии. Вероятно, к этому же времени относится и путешествие в Киев ирландского монаха из регенсбургского аббатства св. Якова. В «Житии св. Марианна Скотта», которое было написано в 1180-е годы, говорится:
«Один из братии этой обители, муж многоопытный и в делах весьма искусный, именем Маврикий…, по бездорожью мира ведомый милосердием Святого Духа, прибыл к королю Руси. Он получил от этого короля и от знатных людей богатейшего города Киева на сто марок драгоценных мехов и, погрузив их на повозки, благополучно добрался с купцами до Регенсбурга: на эти деньги были закончены постройки монастыря и крыша собора».
Ирландский монастырь в Киеве, основанный в конце XII века, просуществовал вплоть до татаро-монгольского нашествия: сохранилось послание аббата бенедиктинского аббатства св. Марии в Вене от 4 января 1242 года, в котором содержится просьба об опеке двух монахов из монастыря Девы Марии на Руси, которые были вынуждены его покинуть из-за нашествия. Само послание было включено в приложение к «Великой Хронике» английского историка Матвея Парижского (середина XIII века). Там сказано следующее:
К священнослужителям и всем верным святой матери Церкви, которые увидят или услышат сие послание, [обращаются] Ф., милостью Божией смиренный аббат монастыря Святой Марии, и все здешнее братство ордена святого Бенедикта, находящееся в Венгрии. Да пошлет вам Дух Святой утешение, спасение, которое принес вам святой Бенедикт, и вечную славу. Подателей сего братьев-священнослужителей Б. и Й., монахов храма нашего, которых мы посылаем из монастыря Святой Марии в Русции в Гибернию для пребывания там, мы вверяем вашей милости. И это мы вынуждены сделать из-за неожиданного нашествия татар, о которых говорят, что они измаильтяне, о горе!
Судя по археологическим раскопкам, храм бенедиктинского монастыря Девы Марии в Киеве представлял собой ротонду в раннем романском стиле, что было очень характерно для той эпохи. Такие храмы в форме ротонды известны в Чехии, например, ротонда св. Мартина в Вышеграде (Прага), и Польше.
Вероятная атрибутация открытой археологами ротонды в Киеве описана в исследовании П. Раппопорта «Русская архитектура X-XIII вв.: Каталог памятников». Л., 1982.
В Новгороде, который значительно больше, чем другие русские города имел торговые и культурные отношения с Западной Европой, существовало два католических храма: св. Олава и св. Петра. Церковь св. Олава была храмом скандинавских купцов Готского двора, который был основан в конце XI века, а церковь св. Петра – храмом возникшего несколько позднее, в последнее десятилетие XII века, Немецкого двора – торгового представительства Ганзейского союза.
Храм св. Олава был воздвигнут в честь Олава II или Олава Харальдссона (995-1030), который был королем Норвегии с 1015 по 1028 год, а изгнанный с родины, получил убежище у русского великого князя Ярослава Мудрого. В русских источниках церковь св. Олава называлась «варяжской божницей». Церковь известна и в скандинавских источниках, о ней речь идет в рассказе о «Чудесном исцелении немого раба в церкви св. Олава в Хольмгарде (то есть Новгороде)». Деревянная церковь св. Олава была построена, предположительно, в 1029–1030 годах. После пожара 1152 года она была заменена на каменную церковь.
Любопытный исторический документ, так называемое «Вопрошание Кириково», который представляет собой сочинение новгородского интеллектуала XII века, математика, историка и музыканта Кирика, подтверждает существование в Новгороде латинских церквей. Из него следует, что новгородцы иногда обращались к «варяжским попам», то есть католическим священникам, для совершения треб.
Другим городом Северной Руси, через который шла оживленная торговля с Западом, была Ладога. Это современное село Старая Ладога, которое до 1703 года была городом, а некоторые историки его позиционируют даже, как первую столицу Руси, так как она, согласно Повести временных лет, была первоначально резиденцией князя Рюрика. В ней также был католический храм св. Николая (sanctus Nycholaus in Aldachen).
После присоединения Новгорода к Московскому великому княжеству в 1494 году представительство Ганзейского союза было закрыто, Немецкий двор просуществовал до 1544 года, здание храма св. Петра просуществовало до 1570 года.
Эти четыре католические храмы Древней Руси, о существовании которых мы знаем из источников, не сохранились. Однако в Новгороде сохранился до наших дней удивительный и уникальный для Древней Руси памятник готической архитектуры. Это не католический храм, а так называемая «Владычная палата», то есть резиденция Новгородского православного архиепископа Евфимия, которая была построена для него немецкими архитекторами в 1433 году.
Автор: Виталий Задворный