События Ордена

Посол Леонардо Висконти ди Модроне сменил профессора Агостино Борромео в должности Генерал-губернатора Ордена Святого Гроба Господнего. Видео.
За последние месяцы, наши рыцари и кавалерственные дамы учавствовали в различных событиях католической жизни.
Празднование Пасхи в приходе святых Петра и Павла в Москве и Богослужение Крестного Пути по улицам вокруг Кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
В Москве состоялась третья Инвеститура Ордена Гроба Господнего Иерусалимского.

Были ли католические храмы в Древней Руси?

Древняя Русь при князе Владимире прияла христианство из Византии, и православие стало официальной религией государства. Однако Древнерусское государство поддерживало интенсивные торговые, культурные, а также и матримониальные связи с Западной Европой, где официальной религией было католичество. Поэтому нет ничего удивительного, что католические храмы были возведены в Киеве – столице Древнерусского государства, а также Новгороде и Ладоге, которые были главными русскими центрами торговли с немецкими и скандинавскими купцами. 

  В Киеве существовала колония купцов из Регенсбурга, и с этими купцами прибыли ирландские монахи, основавшие впоследствии монастырь Девы Марии. Первым монахом ирландцем, насколько известно из источников, был Маврикий.

В 1088 (или 1089) году состоялось посольство от антипапы Климента III к князю Всеволоду и митрополиту Киевскому Иоанну II с предложением церковной унии. Вероятно, к этому же времени относится и путешествие в Киев ирландского монаха из регенсбургского аббатства св. Якова. В «Житии св. Марианна Скотта», которое было написано в 1180-е годы, говорится: 

   «Один из братии этой обители, муж многоопытный и в делах весьма искусный, именем Маврикий…, по бездорожью мира ведомый милосердием Святого Духа, прибыл к королю Руси. Он получил от этого короля и от знатных людей богатейшего города Киева на сто марок драгоценных мехов и, погрузив их на повозки, благополучно добрался с купцами до Регенсбурга: на эти деньги были закончены постройки монастыря и крыша собора». 

   Ирландский монастырь в Киеве, основанный в конце XII века, просуществовал вплоть до татаро-монгольского нашествия: сохранилось послание аббата бенедиктинского аббатства св. Марии в Вене от 4 января 1242 года, в котором содержится просьба об опеке двух монахов из монастыря Девы Марии на Руси, которые были вынуждены его покинуть из-за нашествия. Само послание было включено в приложение к «Великой Хронике» английского историка Матвея Парижского (середина XIII века). Там сказано следующее: 

   К священнослужителям и всем верным святой матери Церкви, которые увидят или услышат сие послание, [обращаются] Ф., милостью Божией смиренный аббат монастыря Святой Марии, и все здешнее братство ордена святого Бенедикта, находящееся в Венгрии. Да пошлет вам Дух Святой утешение, спасение, которое принес вам святой Бенедикт, и вечную славу. Подателей сего братьев-священнослужителей Б. и Й., монахов храма нашего, которых мы посылаем из монастыря Святой Марии в Русции в Гибернию для пребывания там, мы вверяем вашей милости. И это мы вынуждены сделать из-за неожиданного нашествия татар, о которых говорят, что они измаильтяне, о горе!

Судя по археологическим раскопкам, храм бенедиктинского монастыря Девы Марии в Киеве представлял собой ротонду в раннем романском стиле, что было очень характерно для той эпохи. Такие храмы в форме ротонды известны в Чехии, например, ротонда св. Мартина в Вышеграде (Прага), и Польше. 

 

Вышеград (Прага), ротонда св. Мартина, конец XI века

   Вероятная атрибутация открытой археологами ротонды в Киеве описана в исследовании П. Раппопорта «Русская архитектура X-XIII вв.: Каталог памятников». Л., 1982. 

  В Новгороде, который значительно больше, чем другие русские города имел торговые и культурные отношения с Западной Европой, существовало два католических храма: св. Олава и св. Петра. Церковь св. Олава была храмом скандинавских купцов Готского двора, который был основан в конце XI века, а церковь св. Петра – храмом возникшего несколько позднее, в последнее десятилетие XII века, Немецкого двора – торгового представительства Ганзейского союза. 

 

Русские предлагают беличьи меха купцу Немецкого двора в Новгороде. Резная панель из церкви св. Николая в Штральзунде, около 1400 года

 

  Храм св. Олава был воздвигнут в честь Олава II  или Олава Харальдссона (995-1030), который был  королем Норвегии с 1015  по 1028 год, а изгнанный с родины, получил убежище у русского великого князя Ярослава Мудрого. В русских источниках церковь св. Олава называлась «варяжской божницей». Церковь известна и в скандинавских источниках, о ней речь идет в рассказе о «Чудесном исцелении немого раба в церкви св. Олава в Хольмгарде (то есть Новгороде)».  Деревянная церковь св. Олава была построена, предположительно, в 1029–1030 годах. После пожара 1152 года она была заменена на каменную церковь. 

 

Археологическая реконструкция плана средневекового Новгорода

 

Любопытный исторический документ, так называемое «Вопрошание Кириково», который представляет собой сочинение новгородского интеллектуала XII века, математика, историка и музыканта Кирика, подтверждает существование в Новгороде латинских церквей. Из него следует, что новгородцы иногда обращались к «варяжским попам», то есть католическим священникам, для совершения треб.

Другим городом Северной Руси, через который шла оживленная торговля с Западом, была Ладога. Это современное село Старая Ладога, которое до 1703 года была городом, а некоторые историки его позиционируют даже, как первую столицу Руси, так как она, согласно Повести временных лет, была первоначально резиденцией князя Рюрика. В ней также был католический храм св. Николая (sanctus Nycholaus in Aldachen).

После присоединения Новгорода к Московскому великому княжеству в 1494 году представительство Ганзейского союза было закрыто, Немецкий двор просуществовал до 1544 года, здание храма св. Петра просуществовало до 1570 года.

   Эти четыре католические храмы Древней Руси, о существовании которых мы знаем из источников, не сохранились. Однако в Новгороде сохранился до наших дней удивительный и уникальный для Древней Руси памятник готической архитектуры. Это не католический храм, а так называемая «Владычная палата», то есть резиденция Новгородского православного архиепископа Евфимия, которая была построена для него немецкими архитекторами в 1433 году.

 

Интерьер Владычной палаты (современный вид после реставрации)

Автор: Виталий Задворный