События Ордена
Во имя справедливости
Во имя справедливости или о том, как впервые был применен «Dictatus Papae» в международной политике
В 1054 году после смерти Ярослава Мудрого великим князем, согласно принятым в то время на Руси законам о престолонаследии, стал его старший сын Изяслав. Однако вследствие междоусобиц и политической нестабильности его дважды изгоняли из столицы Древней Руси - Киева. Изгнанный вторично своими родными братьями Святославом и Всеволодом, Изяслав, не найдя поддержки ни у польского короля, который был занят своими территориальными спорами с Германией, ни у германского императора, которому Святослав отослал необычайно щедрые дары, удивившие даже императорский двор, отправил своего сына Ярополка в Рим искать справедливости у Папы Григория VII.
Григорий VII (1073 – 1085), великий реформатор Церкви, по имени которого была названа Григорианская реформа, благодаря своим личным качествам, необычайной силе воли и организаторскому таланту стал одним из руководителей партии, стремившейся к обновлению и духовному очищению Церкви. Бескомпромиссный борец за идею, Григорий VII был беспощаден к врагам и готов был идти на любые жертвы ради торжества Церкви и справедливости. На протяжении своего понтификата он вел борьбу с императором Генрихом IV, который хотел подчинить себе Церковь. Хотя в конце жизни Григорий VII был вынужден покинуть Рим, начатое им дело в дальнейшем восторжествовало: Католическая Церковь устранила влияние светской власти на управление Церковью, а Папа Римский стал общепризнанным лидером христианского мира. Как истинный римлянин, Григорий VII превыше всего ставил справедливость. По преданию, его последними словами были: «Я возлюбил справедливость и возненавидел беззаконие, поэтому умираю в изгнании».
Весной 1075 года, когда Ярополк прибыл в Рим, Григорианская реформа вступила в свою решающую фазу: в марте 1075 года Григорий VII составил свой знаменитый текст из 27 параграфов, который в исторической науке получил название «Dictatus Papae».
Dictatus papae – текст о главенстве Римской Церкви и примате Папы Римского. Название этого текста традиционно переводят на русский язык как «Диктат папы», но он не является «диктатом» в русском значении этого слова, его название правильнее было бы перевести как «утверждения Папы». Этот текст не является декретом, или каким-либо другим папским документом, так как он не подписан и не датирован, а также он не имеет ни вступления, ни заключения, что характерно для папских документов. Возможно даже, что слово «dictatus» означает лишь то, что текст был продиктован Папой своему секретарю. Текст состоит из 27 параграфов, в которых предельно кратко сформулирована концепция власти Папы Римского как высшего нравственного арбитра христианского мира. Относительно титула «Папа Римский» «Dictatus papae» дает следующее определение: «Quod hoc unicum est nomen in mundo» ([Папа Римский] – это единственное в своем роде имя в мире). Во многом благодаря «Dictatus papae» титул «Папа» в Католической Церкви окончательно закрепился только за епископом Рима. В «Dictatus papae» излагается учение о превосходстве духовной власти над светской и утверждается, что Папа Римский своей властью может смещать светских правителей, если они преступили закон. В «Dictatus papae» утверждается высшая власть Папы Римского в Церкви, ему принадлежит право назначения и смещения епископов.
Григорий VII, руководствуясь 12 параграфом «Dictatus Papae» о превосходстве духовной власти над властью светской, решил помочь изгнанному князю во имя справедливости. 17 апреля Папа написал послание Изяславу, а три дня спустя направил послание польскому королю Болеславу II Смелому. Эти послания представляют собой первый прецедент реализации программы, изложенной в «Dictatus Papae» в международной политике. Причем, интересно отметить, что это произошло на Руси.
В послании Григория VII князю Изяславу, красной нитью проходит слово «справедливость».
Епископ Григорий, раб рабов божьих, Дмитрию [имя в крещении князя Изяслава], королю русскому, и королеве, супруге его, шлет привет и апостольское благословение. Ваш сын во время посещения Апостольского Престола прибыл к нам…, изъявив св. Петру, главе апостолов, должную верность… Мы снизошли к его просьбам и стремлениям, поскольку они казались справедливыми…
Пусть знает ваше светлейшее величество…, что о каких бы справедливых делах в соответствии со своими нуждами оно ни попросило у нашего Престола, без сомнения, его просьбы будут немедленно удовлетворены.
В связи с поездкой Ярополка в Рим, вероятно, в Регенсбурге в 1075 – 1076 годах, были созданы миниатюры «Трирской псалтири» или, как ее еще называют, «Кодекс Гертруды» по имени жены Изяслава Гертруды, дочери польского короля Мешко II, и матери Ярополка. На двух из пяти миниатюр помещены изображения Ярополка. Первая из этих миниатюр представляет апостола Петра, к которому обращается с молением княжеская чета. Около фигуры князя надпись: О ДIКАIОС ЯРОПЪЛК.
На второй миниатюре изображен Христос на троне, к которому подводят Ярополка апостол Пётр, а жену Ярополка Кунигунду (Ирину) - св. Ирина. Христос коронует княжескую чету.
Ярополк, по-видимому, привез в Рим для освящения паллий, впоследствии пожертвованный Изяславом для гробницы Адальберта Пражского – главной святыни кафедрального собора польской митрополии в Гнезно, освящение которого состоялось в 1076 году. Текст на палии сохранился: «Oracionibus sancti Demetrii concedas omnipotens multus annos servo tuo Izaslaw duci Russie ob remessionem peccaminum et Regni celestis Imperium amen. Fiat domine in nomino tuo» (Молитвами святого Димитрия дай Боже Всемогущий многая лета рабу твоему Изяславу, князю Руси, во оставление грехов и жизнь вечную. Аминь. Да будет во имя твое).
По настоянию Григория VII Болеслав II Смелый оказал военную помощь русскому князю, и Изяслав смог вновь вернуться на Киевский великокняжеский престол. В благодарность за помощь Апостольского Престола Ярополк заложил в Киеве в монастыре св. Дмитрия церковь в честь апостола Петра, в которой он был в последующем похоронен. Ярополк был убит наемным убийцей во время междоусобных войн, а в летописи была помещена обширная похвала невинно убиенному князю, в которой перечисляются все его добродетели. Ярополк был канонизирован Русской Православной Церковью, получив титул «страстотерпца». Его отец Изяслав также был причислен Русской Православной Церковью к лику святых. А Папа Римский Григорий VII канонизирован Католической Церковью.
Автор: Виталий Задворный