События Ордена
Христианство и вино
Христианство, возникшее в регионе Средиземноморья, где вино, хлеб и оливковое масло были основой питания, а, следовательно, и жизни человека, приняло в качестве сакральных символов именно эту триаду. Хлеб, вино и оливковое масло стали материей важнейших христианских таинств: евхаристии и елеопомазания.
Однако новая эпоха, с новой религией и новым мировоззрением, изменившими столь многое в жизненном укладе людей и путях развития цивилизации, тем не менее, восприняла в себя много констант уходящей Античности, одной из важнейших из которых было вино. Первым чудом Иисуса Христа, которое описано в Евангелиях, было превращение воды в вино в Кане Галилейской. А последним из самых значительных чудес в Его земной жизни - было установление на Тайной вечере таинства Евхаристии, непременным атрибутом которой также стало вино. «И, взяв чашу, и благодарив, подал им, и сказал: пейте из неё все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». На страницах Нового Завета вино – это постоянно присутствующий символ, подчас даже приобретающий эсхатологический характер: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26, 27 – 29). Аналогично многозначительную символичность приобретают и термины «виноградная лоза», «виноградарь». Так Иисус Христос говорит о Себе в Евангелии от Иоанна: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой Виноградарь» (Иоанн 15, 1).
Следует также отметить, что вино часто появляется на страницах Ветхого Завета. Первым явлением Земли обетованной была налитая гроздь винограда. Моисей послал людей высмотреть землю Ханаанскую, и они «пришли к долине Эсхол, и срезали там виноградную с одной кистью ягод, и понесли ее на шесте двое». Конечно, вино в Ветхом Завете имеет широкий спектр коннотаций, но в целом, больше положительных, чем отрицательных. Можно лишь вспомнить несколько примеров:
Псалом 104, 15: «… вино, которое веселит сердце человека».
Екклесиаст 10, 19: «Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь».
Захария 10, 7: «…возвеселится сердце их, как от вина...».
Захария 9, 17: «Хлеб одушевит язык у юношей, а вино у отроковиц [девушек]».
Интересно отметить, что каждый раз, когда пророки угрожали, что Бог накажет израильский народ за грехи, вино, как правило, попадало в список грядущих лишений: «Выжмешь виноградный сок, а вина пить не будешь»; «Засохло вино… и веселье у сынов человеческих исчезло» Великое переселение народов, достигшее апогея в V веке, изменило не только политическую карту Европы, сокрушив Западную Римскую империю, но и привело к упадку античной цивилизации. Единственной структурой, которая в Западной Европе в эпоху раннего Средневековья смогла стать хранительницей не только Греко-римской культуры, но ремесел и сельского хозяйства, была Католическая Церковь. Кафедральные соборы и аббатства, стали создателями большинства величайших виноградников современной Европы.
Христианство нуждалось в вине, необходимом для совершения литургии, поэтому Церковь стала в эту эпоху главным фактором развития виноградарства и виноделия. А в связи с тем, что в Средние века виноделие было связано с серьезными проблемами транспортировки, епископы распоряжались сажать виноградники в окрестностях своих кафедральных городов. Епископы поздней Античности были представителями высших образованных классов, а при разрушении государственных структур они все в большей степени брали на себя полномочия органов государственной власти. Агиографическая литература приписывает епископам того времени огромное количество чудес, однако величайшим их чудом было сохранение сельского хозяйства, важнейшей частью которого было виноделие. Многих епископов поздней Античности легенды связывают с виноделием, начиная со св. Мартина, легионера из Венгрии, который в 371 году стал епископом Турским. Св. Мартину приписывают начало виноделия в Турени, а также внедрение обрезки лоз. Основав аббатство Мармутье, он, согласно легендам, начал там возделывать виноград и производить восхитительные вина, а после смерти стал одним из небесных покровителей вина и виноделов Франции.
Сообщения о виноградниках Франции встречаются с самого начала образования Франкского королевства. И уже первое свидетельство оказывается очень символичным. Св. Ремигий крестил короля франков Хлодвига в Реймсе – столице будущих шампанских вин. Причем св. Ремигий сам был виноделом, в своем завещании он оставил «святой Католической Церкви града Реймсского», а также своему племяннику епископу Суассонскому Лупу, и внуку пресвитеру Агриколе «лозы, насажденные в винограднике моем на реке Субн» (современное название реки - Сюип, в 20 км от Реймса). Так, два главных героя, стоящих у истоков Франции, и город, в котором короновались в последующем французские короли, оказались связаны с великим искусством виноделия, прославившим в будущем Францию.
Показательно отношение вторгшихся в Галлию в то время еще варварских народов, франков и бургундов, к культуре виноградарства. Изданный в 517 году бургундским королем Гундобадом свод законов бургундов, по имени которых была названа провинция Бургундия, ставшая впоследствии одной из ценнейших жемчужин виноделия Франции, устанавливает порядок разбивки новых виноградников и взаимоотношения римлян (то есть жителей римской Галлии) и, собственно, бургундов. В этом своде, в русской исторической традиции получившем название «Бургундской правды», вопросу виноградарства посвящена глава 31 «О насажденных виноградниках». В законодательстве франков, в так называемой «Салической правде», также есть статьи о виноградниках. Сам факт включения в бургундское и франкское законодательство вопросов о виноградниках свидетельствует о том, что завоеватели, покорившие эти римские провинции, осознавали важность этой культуры, доставшейся им в наследство от Римской империи.
О том, что во Франкском королевстве Меровингов с римских времен не прерывался процесс культивирования винограда и производства вина, свидетельствует главный источник по истории этой эпохи – «отец французской истории» св. Григорий Турский. Григорий Турский был не только первым французским историком, но и агиографом. Следуя агиографическому жанру, он наполняет жизнеописания своих героев множеством чудес. То чудесным образом останавливается борона, которой пахарь решил работать в праздничный день. То собиравший милостыню калека-нищий узнает, что из соседней епархии приближаются мощи великого святого, исцеляющего калек, пускается наутек. Но не успевает пересечь границу своей епархии, как святой вступает в ее пределы, и нищий неотвратимым образом исцеляется от кормившей его хромоты. Григорий описывает также немало чудес, в которых первостепенную роль играет вино. Так он рассказывает о чуде св. Юлиана, который хотел отблагодарить всех собравшихся к его мощам в третьи календы мая (29 апреля). Тогда вино не только наполнило полупустой бочонок, но и начало изливаться через край, подобно каше из горшочка у братьев Гримм. Причем вино это было Фалернским – самым знаменитым «grand cru» Римской империи!
В других виноградниках еще только почки набухали, а из этого сосуда вино потекло. По силе [святого] май соделывается октябрем, поскольку новое вино вливается в чаши, и, более того, без виноградника рождается Фалернское… De passione, virtutibus, et gloria sancti Juliani Martyris, 35
Как пишет замечательная русская историк-медиевист, Ольга Рождественская, «расцветают один другого изобретательнее и живописнее рассказы Григория среди терниев и ежевики, дубовых ветвей и можжевельника». Но это все чудеса из житийной литературы. В реальности же, аббаты и епископы, как опытные виноградари, выбирали лучшие места для культивирования виноградников. Например, аббат св. Эрмеланд, вначале бывший чиновником высокого ранга при франкском короле Хлотаре III, когда выбирал место для основания своего аббатства, сразу обратил внимание на то, что примеченный им остров в устье Луары, является весьма подходящим для того, чтобы на нем разбить виноградники:
Тогда, выйдя из корабля, начал изучать место... Этот остров не могут залить [наводнения] по причине высоты находящейся на нем горы, и потому этот остров является безопасным для проживания, а также на нем достаточно места для того, чтобы разбить виноградники и сады…. Donatus. Vita Ermelandi abbatis
Так начиналось виноделие долина Луары, а происхождение не менее знаменитого винодельческого региона Каора связано с именем епископа Дезидерия, жившего во время «доброго короля Дагоберта».
… Дезидерий, помимо других чудных дел, построил аббатство рядом с самой Кадуркой [т.е. Каором], во всех своих строениях необычайный, отстоящий на три четверти мили от главной епископской резиденции, с великим тщанием дивной и отменной работой в возведении домов и церковных зданий построенный, а вокруг него засеял поля и насадил виноградники. Vita sancti Desiderii
Кагор – под этим названием в настоящее время существуют два совершенно разных вина. Французское красное сухое вино и русское красное сладкое вино, которое также производится в некоторых республиках бывшего СССР. Французское вино Cahors (Каор) – это красное сухое вино, имеющее статус контролируемого по месту происхождения - AOP, получившее свое название по одноименному городу, известному еще с эпохи римской Галлии - Divina Cadurcorum («божественный город кадурков», то есть одного из галльских племен). Уже в Средние века это вино пользовалось большим успехом и называлось «vin noir» (черное вино). Французский поэт эпохи Возрождения Клеман Маро воспевал его, называя «огненным напитком» (liqueur de feu). Папа Римский Иоанн XXII, родом из Каора, сделал его не только главным вином застолий папского дворца, но и вином мессы. В Россию французское вино каор пришло вместе с реформами Петра I. Доктора рекомендовали императору пить это вино как целебное средство. В России Cahors стал называться «кагор», буква «h», которая во французском языке не произносится, в русском стала произноситься как «г». Благодаря Петру кагор в XVIII веке стал использоваться Русской Православной Церковью и для совершения литургии. Но русское духовенство, привыкшее к сладким красным винам, которые до этого ввозились сначала из Византии, а затем из Италии и Испании, решило превратить это сухое вино в сладкое крепленое. И уже в XIX веке кагор стали производить в России, подражая знаменитому французскому вину лишь в одном - его интенсивно-красном цвете.
Выращивание винограда и виноделие представляли собой настолько важную сферу деятельности епископов, что хронисты и агиографы, прославляя святых епископов, особо подчеркивали их заботу о возделывании виноградников:
Святой Ницетий [епископ Лионский] … был щедрым в раздаче милостыни и проворным в работе; он проявлял очень большую заботу о постройке церквей, возведении домов, о засеве полей и возделывании виноградников. Gregorius Turonensis. Historia Francorum. VI, 36
Но если в эпоху Раннего Средневековья ведущую роль в виноделии играли епископы, то далее, в эпоху Высокого Средневековья флагманами виноделия становятся аббатства. И монашеское виноделие будет лидировать вплоть до XVIII века, о чем будет наш следующий рассказ.
Автор: Виталий Задворный