События Ордена
Бартоломей Лонго – первый кавалер Ордена причисленный к лику блаженных
Бартоломей Лонго – первый кавалер Рыцарского Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского причисленный к лику блаженных
Ярослав Терновский и Виталий Задворный
Бартоломей Лонго (Bartolo Longo) - итальянский юрист и общественный деятель, прославившийся своей благотворительной деятельностью и распространением молитвы Святого Розария, кавалер Рыцарского Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского, основатель знаменитого паломнического центра - Папского санктуария Блаженной Девы Марии Святого Розария.
Бартоломей родился в богатой католической семье 10 февраля 1841 года в небольшом городке Латиано, расположенном на самом юге Италии в Апулии, и был крещен через три дня после рождения - 13 февраля. Его отец, Бартоломео, был преуспевающим врачом, мама Антония, урожденная Лупарелли, была домохозяйкой. Латиано, до объединения Италии, входил в состав Королевства обеих Сицилий, государства, существовавшего на Апеннинском полуострове с 1816 по 1861 год, со столицей в Неаполе.
Начальное образование Бартоломей получил в католической школе Ордена пиаристов, которых на итальянском языке называют также «Padri Scolopi», в расположенном недалеко от его родины городе Франкавилла-Фонтана. Среднее образование он получил в городе Лечче, параллельно занимаясь фехтованием, музыкой и танцами. Он был одаренным и способным юношей, учение ему давалось легко, и в 1863 году он поступил на факультет гражданского права Королевского университета Неаполя. В это время в среде университетских профессоров были очень распространены антиклерикальные настроения. Познакомившись в университете с книгами французского философа и историка религии Эрнеста Ренана, и прежде всего, с его книгой «Жизнь Иисуса», а также с сочинениями итальянских философов Аугосто Вера и Бертрандо Спавента, Бартоломей увлекся господствовавшей в то время в университетских кругах позитивистской философией.
Утратив католическую веру, Бартоломей, в то же время, не был удовлетворен философией позитивизма, поэтому стал посещать спиритические сеансы, и даже был обращен в сатанинскую секту, в течение года членом которой он являлся. Как он сам в последующем писал, его всегда влекло «к чему-то таинственному и сверхприродному».
Но увлечение демоническим культом повергло Бартоломея в тяжелый духовный кризис, и привело к мысли о самоубийстве. В это трудную минуту на помощь Бартоломею пришел его друг профессор Винченцо Пепе (Vincenzo Pepe), который познакомил его с доминиканским священником Альберто Раденте (Alberto Radente). Падре Раденте, теолог и искусный проповедник, помог Бартоломею вновь обрести веру. Бартоломей после длительного покаяния вернулся в Католическую Церковь, приняв 23 июня 1865 года «первое причастие» после разрыва с Церковью. В последующем, в возрасте 30 лет, 7 октября 1871 года, Бартоломей вступил в Третий Орден доминиканцев, членами которого были миряне, с именем «fratel Rosario» - «брат Розарио».
Бартоломей Лонго прославился как апостол молитвы Святого Розария, которая особое распространение получила в Доминиканском ордене. Хотя происхождение молитвы Розария, в том числе ее предполагаемая связь со святым Домиником, основателем Ордена доминиканцев, является предметом дискуссий. Согласно легенде, Дева Мария явилась Доминику, когда он проповедовал среди альбигойцев, вручила ему четки и научила читать молитву Розария. Эта легенда восходит к французскому доминиканцу XV века Алану из Роша. Особое распространение молитва Розария приобрела благодаря Папе Римскому Пию V. В день, когда решалась судьба морского сражения при Лепанто 7 октября 1571 года между турецким флотом и флотом коалиции христианских держав, он совершал молитву Розария. После победы христиан в этом сражении Пий V в 1573 году ввел литургический праздник Святого Розария, который назвал «Пресвятая Дева Мария Победы». В 1573 году Папа Григорий XIII дал празднику название «праздник Пресвятой Девы Марии Розария». Первоначально праздник имел статус местного праздника. Папа Лев XIII энцикликой «Supremi Apostolatus Officio» от 1 сентября 1883 года установил особое богослужение этого праздника, сделав его обязательным во всей Католической Церкви, который должен совершаться в первое воскресенье октября. Папа Пий X в 1913 году установил фиксированную дату праздника - 7 октября.
В 1864 году Бартоломей Лонго, получив диплом юриста, оставил юриспруденцию и посвятил свою жизнь благотворительной деятельности. Бартоломей тогда познакомился с 27-летней вдовой графиней Марианной де Фуско (Marianna de Fusco), которая была на пять лет его старше, и также занималась благотворительной деятельностью. В последующем, в 1885 году, их духовный союз был соединен узами брака, который благословил на данной им аудиенции Папа Римский Лев XIII. Однако их брак был духовный, они жили как брат и сестра.
В 1872 году Бартоломей приехал в город Помпеи, с которым была связана вся его последующая деятельность. В Помпеях Бартоломей вместе с Марианной де Фуско приступил к строительству храма, посвященного Деве Марии Розария, который был заложен 8 мая 1876 года. Возведение этого величественного храма стало главным делом его жизни. Первоначальным автором проекта храма, имевшего в плане латинский крест, был профессор математики Неаполитанского университета Антонио Куа (Antonio Cua), руководивший строительством фундамента храма. Автором проекта фасада храма в стиле неоклассицизма и украшенного колоннами с капителями коринфского ордера был архитектор Джованни Рисполи (Giovanni Rispoli).
Специально для храма Бартоломей в 1875 году приобрел икону «Девы Марии Розария» или, как ее также называют «Помпейская Мадонна» (Madonna di Pompei). Происхождение иконы неизвестно, предположительно, она была написана в школе итальянского живописца конца XVII - начала XVIII века Луки Джордано. Однако известно, что она вначале не понравилась Бартоломею. Во-первых, потому что икона была в плохом состоянии, и даже местами у нее отвалилась краска, а во-вторых, как он сам говорил, «лица святых были некрасивые». К тому же перед Девой Марией рядом со святым Домиником была изображена святая Роза Лимская, а не Екатерина Сиенская, которая должна изображаться согласно с каноном доминиканской иконографии этого сюжета. Но на приобретении именно этого образа настоял священник Альберто Раденте. В дальнейшем икона трижды подвергалась реставрации в 1876, 1879 и 1963 годах. Во время реставрации образ Розы Лимской был заменен на образ Екатерины Сиенской.
7 мая 1891 года освящение храма совершил кардинал Рафаэле Монако Ла Валетта (Raffaele Monaco La Valletta), который за год до этого был назначен протектором этого храма. В 1894 году Бартоломей преподнес храм в качестве дара Папе Римскому Льву XIII, который стал его почетным настоятелем (с этого времени настоятелем этого храма является каждый Папа Римский). В день освящения фасада храма 4 мая 1901 года Папа Римский Лев XIII придал ему статус папской малой базилики, и храм получил официальное название «Папский санктуарий Блаженной Девы Марии Святого Розария» (Pontificio Santuario della Beata Vergine del Santo Rosario). Строительство колокольни по проекту архитектора Аристиде Леонори (Aristide Leonori), высота которой достигает 88 метров, было завершено в 1925 году.
В связи с большим наплывом паломников, в 1934 - 1939 годах базилика была значительно расширена. Во время реконструкции были пристроены два боковых нефа и увеличен главный купол. Площадь базилики увеличилась до 5000 квадратных метров. Реконструкцией базилики руководил архитектор Спирито Марио Кьяпетта (Spirito Mario Chiapetta). Интерьер базилики украшают две скульптуры основателей храма Бартоломея Лонго и Марианны де Фуско, которые выполнены скульптором Джузеппе Тоннини (Giuseppe Tonnini). 11 ноября 1962 года около базилики была установлена скульптура Бартоломея Лонго работы итальянского скульптора Доменико Понци (1891 – 1973). Работавший в стиле реализма, Доменико Понцо много работал для Церкви, в том числе он является автором скульптуры апостола Петра в базилике святых Петра и Павла в римском районе ЭУР.
В Помпеях Бартоломей основал женскую «Конгрегацию Сестер доминиканок Дочерей Святого Розария в Помпеях» (Congregazione delle Suore Domenicane Figlie del Santo Rosario di Pompei). Конгрегация была утверждена на основе епархиального права 25 августа 1897 года кардиналом Камилло Маццелла (Camillo Mazzella). 2 июня 1951 года конгрегация получила «decretum laudis» – документ Святого Престола, содержащий первоначальное одобрение нового института монашеской жизни, приобретя, таким образом, статус конгрегации понтификального права. Сестры-монахини занимаются воспитанием детей, образовательной деятельностью, а также несут служение в Папском санктуарии Блаженной Девы Марии Святого Розария в Помнеях и опекают паломников. В настоящее время сестры конгрегации несут служение, кроме Италии, в Индии, Индонезии, Филиппинах и Камеруне. Главный монастырь конгрегации находится в городе Помпеи.
Бартоломей был автором книг и статей по мариологии, также он писал на темы катехизации и социального служения. В 1884 году он основал журнал «Il Rosario e Nuova Pompei» (Розарий и Новые Помпеи), для которого сам написал много статей. Этот журнал издается и в настоящее время.
Бартоломей много сил отдавал образованию детей, в 1886 году построив школу около базилики, а также приют для детей, родители которых были осуждены и пребывали в тюремном заключении. Затем он открыл школу катехизации, типографию и профессионально-техническое училище. Он занимался также урбанистическими проектами города Помпеи: в 1884 году в городе было открыто почтовое отделение, в 1885 году телеграф, в 1890 году – метеорологическая станция, а в 1891 году в Помпеях появилось уличное освещение.
Большие финансовые пожертвования, получаемые Бартоломеем Лонго, стали причиной зависти недоброжелателей, обвинивших его в присвоении крупных финансовых средств. Чтобы избежать подобных обвинений, в 1906 году Бартоломей и графиня де Фуско пожертвовали всю свою собственность Святому Престолу и местной епархии. Графиня де Фуско умерла 9 февраля 1924 года, что стало тяжелым ударом для Бартоломея.
Венцом жизненного пути Бартоломея Лонго стало вступление в Рыцарский Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского, он был посвящен в рыцари Ордена 30 мая 1925 году за год до своей смерти. Рыцарство он воспринимал как высокое нравственное и бескорыстное служение Иисусу Христу и ближним.
Последние месяцы своей жизни Бартоломей болел, его поддерживал и оказывал медицинскую помощь его друг святой доктор Джузеппе Москати (Giuseppe Moscati), который был канонизирован Папой Иоанном Павлом в 1987 году. Бартоломей умер 5 октября 1926 года в возрасте 85 лет и был похоронен в рыцарском облачении Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского.
Канонический процесс беатификации Бартоломея Лонго был начат уже вскоре после его кончины, но в 1940 годах он замедлился. В 1950 году документы для беатификации Бартоломея Лонго были собраны его первым биографом священником Ордена варнавитов Эуфразио Спреафико (Eufrasio Spreafico). 26 октября 1980 года Папа Иоанн Павел II причислил к лику блаженных Бартоломея Лонго, который стал первым канонизированным рыцарем Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского. Литургическая память Бартоломея Лонго в Католической Церкви совершается 5 октября.
Санктурий Блаженной Девы Марии Святого Розария в Помпеях и гробницу Бартоломея Лонго дважды посетил Папа Римский Иоанн Павел II: 21 октября 1979 года и 7 октября 2003 года. Папа Бенедикт XVI во время своего визита 19 октября 2008 года удостоил базилику почетной наградой – Золотой Розой. Папа Франциск посетил базилику 21 марта 2015 года.
Сочинения Бартоломео Лонго:
I quindici sabati del ss. Rosario divozione efficacissima ad ottener qualunque grazia. Napoli, 1877.
La guida dei fanciulli alla cristiana pietà. Valle di Pompei, 1893.
Per la educazione morale e civile dei figli dei carcerati. Il voto del cuore e la prima pietra dell'Ospizio educativo. Valle di Pompei, 1894.
L'opera di Valle di Pompei e la riforma morale dei carcerati. Valle di Pompei, 1895.
Guida del santuario e della nuova Pompei. Valle di Pompei, 1896 (3ª ed., ibid. 1921).
L'Ospizio educativo pei figli dei carcerati di Valle di Pompei e la moralizzazione delle carceri. Valle di Pompei, 1898.
I nostri amici intimi. Il ven. p. Ludovicoda Casoria.Quarantunesima lettura. Valle di Pompei, 1910.
Carcerati che scrivono. Lettura quarantasettesima. Valle di Pompei, 1915.
L'ultimo voto del mio cuore. La nuova opera di carità e di salvezza socialeper le figlie dei carcerati. Valle di Pompei, 1922.
I nostri amici intimi. Il prof. V. Pepe. Sessantasettesima lettura. Valle di Pompei, 1925.
Vie meravigliose della provvidenza. Le origini intime dell'Opera salvatrice dei figli dei carcerati. Valle di Pompei, 1954.
Storia del santuario di Pompei dalle origini al 1879. Valle di Pompei, 1981.
Cuda i łaski Królowej Różańca Świętego w Pompejach. Poznań, 2010.
Бартоломей Лонго много писал статей для основанного им журнала «Il Rosario e la nuova Pompei», среди них: Il nostro viaggio per l'Italia, 1885, p. 340 s., 423 - 440, 470 - 476; Il 15 maggio. Il primo Congresso degli scienziati e l'inaugurazione dell'Osservatorio in Valle di Pompei, 1890, p. 180 - 207; Sei mesi di storia diplomatica del santuario di Pompei da gennaio a giugno 1890, 1890, p. 225 - 227, 234 - 241; L'Opera nuova di beneficenza sociale. Un istituto proprio per la salvezza e l'educazione delle figlie dei carcerati, 1921, p. 197 - 210; Dopo cinquant'anni. La missione sociale di Valle di Pompei, 1925, p. 1 – 9.
Литература о Бартоломее Лонго:
Scotto di Pagliara G.D. Bartolo Longo. Valle di Pompei, 1927.
Frasconi P.M. Don Bartolo Longo. Alba, 1941.
Scotto di Pagliara V. Bartolo Longo e il santuario di Pompei. Pompei, 1943.
Spreafico E.M. Il servo di Dio Bartolo Longo. Pompei, 1944 – 1947, 2 vol.
Dati F. L'avv. Bartolo Longo, sociologo cristiano. Pompei, 1966.
L'Arco A. Il servo di Dio Bartolo Longo. Pompei, 1966; Storia del santuario di Pompei dalle origini al 1879. Pompei, 1981.
Bartolo Longo e il suo tempo. Atti del Convegno storico. / A cura di F. Volpe. Pompei, 1982, 2 vol. (Roma, 1983).
Baima Bollone P.L. L'antropologia criminale del Lombroso. Storicità ed attualità di un pensiero. // Attualità dei problemi educativi per la prevenzione delle devianze minorili. Atti del Convegno per il centenario dell'Istituto "Bartolo Longo" 1892 - 1992. // A cura di O. Ciampa. Pompei, 1994, p. 79 – 92.
Presciuttini M. Il sistema sperimentale di Bartolo Longo e la questione genetica della criminalità // Ibidem, p. 99 – 137.
Illibato A. Bartolo Longo, Un cristiano tra Otto e Novecento. Pompei, 1996 - 2002, 3 vol. Mocerino P. The Blessed Bartolo Longo. Pompei, 2006.
Woś M. Bartolo Longo. Od kapłana szatana do apostoła różańca. Poznań, 2012.