События Ордена
Первый известный по имени епископ Древней Руси
Кто был первым епископом на Руси? Согласно распространенной версии – им был митрополит Михаил, крестивший Русь при князе Владимире. Но, ни древнейшая русская летопись «Повесть временных лет», ни другие близкие по времени русские или иностранные источники, ничего о митрополите Михаиле не знают. Источником, установившейся только в XVI веке традиции, считать Михаила первым русским епископом, является так называемый «Церковный устав Владимира», который датируется XII-XIII веками. Однако согласно этому уставу Михаил был современником Владимира и Константинопольского патриарха Фотия, который, как известно, умер в 896 году, то есть почти за сто лет до крещения Руси князем Владимиром. Историки считают, что имя Михаил в «Церковном уставе Владимира» появилось потому, что в «Повести временных лет» под 988 годом помещен сокращенный перевод (причем с грубой догматической ошибкой), составленного в первой половине IX века секретарем Иерусалимского, а затем Константинопольского патриарха Михаилом Синкеллом, символа веры, которым епископ Корсунский поучает Владимира.
![](/images/text/zadvorny/bishop/1.jpg)
Однако, на самом деле, имя первого епископа Древней Руси не только хорошо известно, но и подтверждено многими современными тем событиям источниками. А прибыл он на Русь из Германии по приглашению св. Ольги – бабушки князя Владимира, и звали его – Адальберт.
В Киеве после смерти князя Игоря в 945 году стала править его жена - Ольга. В том, что она была христианской, никаких сомнений быть не может, но о времени и месте ее крещении источники содержат противоречивые сведения.
Согласно «Повести временных лет», она в 955 году совершила поездку в Константинополь к императору Константину Багрянородному. Здесь она якобы и крестилась, причем византийский император был настолько очарован ею, что предложил ей руку и сердце, однако, в конце концов, вынужден был довольствоваться ролью ее крестного отца. Хитрая княгиня ответила императору, что прежде чем жениться, она должна принять крещение, так христианский император не должен брать в жены язычницу, и попросила, чтобы император стал ее крестным отцом. Когда крестили ее патриарх с императором, то император снова обратился к ней с предложением. Ольга же указала на то, что она теперь приходится ему крестной дочерью, а на дочери жениться никак нельзя.
Этот фольклорный рассказ содержит ряд заведомых неточностей. Однако факт визита Ольги в Константинополь бесспорен, так как сохранилось описание приема русской княгини в Константинополе, составленное самим императором Константином Багрянородным. Обстоятельно описывая церемонии приема княгини, сопровождавшиеся банкетами и вручением даров русскому посольству, император ни словом не намекает на факт крещения Ольги. Естественно, если бы она тогда приняла крещение, то этот факт в первую очередь был бы отражен в его сочинении.
![](/images/text/zadvorny/bishop/2.jpg)
Известный историк Русской Церкви Евгений Голубинский, основываясь на показаниях древнерусского писателя XI века Иакова Мниха, согласно которому Ольга прожила христианкою 15 лет, принимал, что крещение Ольги совершилось на Руси в 954 году. Хотя существует и другое мнение, что она крестилась в Константинополе, но уже при императоре Романе II.
В любом случае, княгиня Ольга не была удовлетворена результатами переговоров в Константинополе. Ведь известно, что введение греческой церковной иерархии означало бы и зависимость политическую. В 959 году Ольга обратилась к германскому королю, будущему императору Священной Римской империи Отгону I с просьбой о направлении епископа.
О миссии прибывшего на Русь в 961 году епископа Адальберта сообщает ряд, причем независимых друг от друга, летописных источников, а также грамота Оттона I и булла Папы Римского Иоанна XIII.
Из летописных источников самым важным является так называемая хроника «Продолжение Регинона», то есть продолжение «Хроники», составленной аббатом Прюмского аббатства в Германии Региноном и доведенная им до 906 года, а затем продолженная анонимным автором, которого современная историческая наука единодушно отождествляет с нашим Адальбертом – первым епископом Руси.
![](/images/text/zadvorny/bishop/3.jpg)
Интересно отметить, что назначение епископом в глухую варварскую страну сам Адальберт расценивал не иначе, как, что кто-то его «подставил», отмечая в своем повествовании, что он «ждал от архиепископа лучшего и ничем никогда перед ним не провинился, но должен был отправиться на чужбину». Послушаем самого Адальберта:
959 год. Послы Елены, королевы ругов, крестившейся в Константинополе при императоре Романе, явившись к королю, притворно, как выяснилось впоследствии, просили назначить их народу епископа и священников.
960 год. Король отпраздновал Рождество Господне во Франкфурте, где Либуций из аббатства святого Альбана был посвящен для народа ругов достопочтенным архиепископом Адальдагом.
961 год. Либуций, отравлению которого в прошлом году помешали какие-то задержки, умер 15 февраля этого года. На должности его сменил, по совету и ходатайству архиепископа Вильгельма, Адальберт из аббатства святого Максимина, который, хотя и ждал от архиепископа лучшего и ничем никогда перед ним не провинился, должен был отправиться на чужбину. С почестями назначив его епископом народу ругов, благочестивейший король снабдил его всем, в чем тот нуждался.
В тот же год Адальберт вернулся, не сумев преуспеть ни в чем из того, чего ради он был послан, и убедившись в тщетности своих усилий. На обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он, испытав большие лишения, едва спасся.
А вот что сообщают источники XI века, например, «Хильдесхаймские анналы»:
К королю Оттону явились послы народа Руси с мольбою, чтобы он послал им кого-либо из своих епископов, который бы открыл им путь истины. Они уверяли, что хотят отказаться от языческих обычаев и принять христианскую веру. Король согласился на их просьбу и послал им епископа Адальберта правой веры. Они же, как показал впоследствии ход дела, во всем солгали.
То же самое, практически дословно, о миссии Адальберта говорится в «Кведлинбургских» и «Оттенбойренских анналах», а также в «Анналах Ламперта». Более поздний источник, составленный в середине XII века, «Деяния Магдебургских епископов» еще более драматизирует поездку Адальберта на Русь:
Был в те времена Адальберт, муж славный и заслуженный, который некогда из братии аббатства святого Максимина в Трире был поставлен епископом и послан к ругам. Но ожесточенный народ, свирепый видом и неукротимый сердцем, изгнал его из своих пределов, презрев благовествовавшего Евангелие мира.
Современный же событиям документ - Грамота об учреждении Магдебургского архиепископства Оттоном I (968 год), говорит об этом сухо, но полностью подтверждая факт назначения Адальберта епископом Руси:
Мы поставили архиепископом досточтимого мужа Адальберта, некогда назначенного и посланного епископом и проповедником к ругам.
А так как католическим архиепископам положено получать палий от Папы Римского в знак утверждения назначения Апостольским Престолом, то Папа написал по этому случаю буллу. Текст этой буллы Папы Римского Иоанна XIII Адальберту при вручении палия сохранился:
Тебя Адальберта, собрата и соепископа нашего, некогда посланного к язычникам, клир и прихожане святой Магдебургской Церкви, памятуя о том, что блаженной памяти предшественник наш Папа Захария поставил во главе Майнцской Церкви блаженного Бонифация, до того посланного к язычникам, просят возвести в архиепископский сан, считаю тебя быть достойным быть их архиепископом.
Таким образом, факт назначения Адальберта епископом на Русь – совершенно бесспорен. Дата 961 год – это первое упоминание в источниках о епископе на Руси. Но почему же, епископ Адальберт вынужден был вернуться назад? Безрезультатность предприятия Адальберта была, по-видимому, обусловлена политическими обстоятельствами. Немецкая миссия, сначала медлившая по каким-то, точно не установленным причинам, а затем из-за смерти епископа Либуция, прибыла в Киев только в 961 году, то есть два года спустя после обращения Ольги к Оттону. В это время в Киеве уже самостоятельно начал править ее сын Святослав, которому должно было уже исполниться 18 – 19 лет. Русские летописи изображают Святослава убежденным язычником и настоящим викингом, который думал только о военных походах. Так что Адальберт, прибывший ко двору уже другого правителя, вынужден был отправиться назад. В 968 году Адальберт стал архиепископом Магдебургским. Основанная им в Магдебурге кафедральная школа выпустила в дальнейшем много известных епископов и миссионеров, среди которых был и епископ Бруно Кверфуртский – друг князя Владимира, о котором мы вскоре расскажем.
![Кафедральный собор в Магдебурге, 1828 год](/images/text/zadvorny/bishop/4.jpg)
Автор: Виталий Задворный
![](/images/coat01.png)
![](/images/coat02.png)