События Ордена
Епископ Бруно Кверфуртский в гостях у князя Владимира
Русь при князе св. Владимире постепенно превращается в сильное европейское государство. Это, во многом, было обусловлено принятием христианства, а, следовательно, и ассимиляцией более высокой культуры. Начинается каменное строительство, появляются школы, закладываются новые города, поддерживаются дипломатические отношения с другими европейскими странами.
Не смотря на то, что Киевская Русь приняла христианство из Византии, ее контакты с Римской Церковью не прекратились. Достаточно поздняя Никоновская летопись, которая была составлена в XVI-XVII веках, и названа именем патриарха Никона, которому принадлежал один из ее списков, изобилует сообщениями о контактах князя Владимира с Апостольским Престолом, но никакой информации о визитах послов не приводит:
- 988 год. Приидоша послы от Рима от папы и мощи святых принесоша Володимеру
- 991 год. Приидоша к Володимеру послы от Рима от папы с любовью и честью
- 994 год. Того же лета послы Володимеровы приидоша в Киев, иже ходиши в Рим к папе
- 1000 год. Приидоша послы от папы Римского и королей Чешьских и Угорьских
- 1001 год. Послал Владимир гостей своих аки в послах в Рим
Безусловно, Никоновская летопись не может считаться источником для конца X - начала XI века, но, очень вероятно, составлявший ее летописец опирался на более древние летописные сообщения, которые не дошли до нашего времени. Тем не менее, сохранился и аутентичный источник начала XI века, в котором достаточно подробно описано пребывание при дворе князя Владимира латинского епископа, а именно Бруно Кверфуртского. Этим источником является сохранившееся письмо самого Бруно императору Священной Римской империи Генриху II.
Бруно Кверфуртский был выпускником кафедральной школы в Магдебурге, основанной первым епископом Руси Адальбертом, о котором мы уже писали. Кстати, отметим, что Бруно – это второй известный нам по имени епископ, пребывание которого на Руси засвидетельствовано в современных тому времени источниках.
Бруно родился около 974 года городе Кыверфурте и происходил из аристократического рода графов Кверфуртских. В настоящее время Кверфурт – это небольшой город в Восточной Германии в земле Саксония-Анхальт, столицей которой является Магдебург, город, где он учился. Окончив школу в 994 году, Бруно стал каноником кафедрального капитула в Магдебурге. В 996–997 годах в качестве капеллана он сопровождал императора Оттона III в его поездке в Рим, где познакомился с выдающимся математиком и философом, одним из величайших ученых раннего Средневековья, Папой Римским Сильвестром II.
Оттон III и Сильвестр II стремились реализовать разработанную ими программу создания универсальной «христианской республики», в состав которой, как равноправные, вошли бы все страны христианской Европы. В русле этой политики особое внимание Сильвестра II было обращено к Центральной и Восточной Европе, страны которой только недавно приняли крещение. В 1000 году Сильвестр II вручил послу венгерского короля Стефана I корону (первый случай коронации иностранного государя Папой), а также учредил первое венгерское архиепископство в городе Эстергом, являвшемся в то время столицей Венгрии. Он учредил также первую митрополию в Польше в Гнезно, что обеспечивало польской Церкви независимость от Церкви Германии.
Вдохновленный идеями миссионерства и единой христианской Европы, Бруно Кверфуртский, после посвящения в 1004 году в архиепископы (archiepiscopus ad gentium, то есть архиепископ-миссионер, не имеющий своей епархии) выехал в Венгрию, а затем в Польшу. В 1007 году он направился проповедовать в самые отдаленные восточные пределы Европы, к печенегам. Путь его лежал через Киев, где он был доброжелательно встречен князем Владимиром, который хотел оставить его у себя. Бруно встретил на Руси самый радушный прием и прожил там около месяца. Владимир всячески отговаривал Бруно от опасной поездки к печенегам, которые постоянно совершали жестокие набеги на русские города и селения. Вот что пишет Бруно:
Государь Руси, великий державою и богатствами, в течение месяца удерживал меня против моей воли, как будто я по собственному желанию хотел погубить себя, постоянно убеждая меня не идти к столь безумному народу, где, по его словам, я не обрел бы новых душ, но одну только смерть, причем постыднейшую.
Владимир, так и не отговорив Бруно от опасного мероприятия, решил проводить его со своей дружиной до самой границы своего государства, которую, как пишет Бруно
«он со всех сторон оградил крепким деревянным ограждением на весьма большом протяжении по причине кочующих около них неприятелей».Подойдя к границе, Владимир попытался еще раз убедить Бруно вернуться назад, и уже попрощавшись с ним, все же послал к нему своего боярина:
…государь, прислал к нам одного из бояр с такими словами: «Я проводил тебя до места, где кончается моя земля и начинается вражеская; именем Господа прошу тебя, не губи к моему позору своей молодой жизни, ибо знаю, что завтра до третьего часа суждено тебе без пользы, без вины вкусить горечь смерти».
Но миссионерский пыл Бруно был непреклонен, и он отправился в путь. Результаты миссионерской поездки Бруно не были ошеломительными, однако ему удалось обратить в христианство некоторых печенегов. При этом кроме проповеди христианства, Бруно удалось выполнить и дипломатическую миссию, а именно заключить мир между князем Владимиром и печенегами:
Обратив в христианство примерно тридцать душ, мы, с Божией помощью, заключили мир с Русью, который, по словам печенегов, никто кроме нас не смог бы устроить. «Этот мир, - говорили они, - тобою устроен. Если он будет прочен, то все мы, как ты учишь, охотно станем христианами; если же государь Руси изменит уговору, нам придется думать только о войне, а не о христианстве».
Сообщение Бруно о принятии некоторыми печенегами христианства было косвенно подтверждено археологическими раскопками, проведенными в конце XIX века в том районе, где предположительно проповедовал Бруно.
Затем Бруно вернулся в Киев к князю Владимиру, который был очень рад его возвращению и удачному дипломатическому соглашению с печенегами, которое удалось ему заключить. Но Бруно не остался в Киеве, но стремился к новым миссионерским подвигам. Он поехал в Польшу, откуда отправился с новой миссией, теперь на север - к пруссам, где и погиб мученической смертью. Святой Бруно и святой Владимир были канонизированы. Католическая Церковь отмечает память св. Бруно 15 октября и 19 июня, а св. Владимира 28 июля (для соответствия с днем празднования 15 июля по юлианскому календарю, принятому Русской Православной Церковью).
Автор: Виталий Задворный