События Ордена
Автомобили Римских пап ч.1
Часть первая: первые автомобили папского гаража
Ватикан - это самое маленькое государство в мире. Оно расположено в центре города Рима и окружено крепостной стеной, словно наш Московский Кремль. Это единственная страна на земном шаре, где можно встретить автомобиль, который имеет сзади сиденье только для одного пассажира, потому что пассажиром этого сиденья является сам Папа Римский. А Папа Римский, согласно католическому вероучению - это викарий Иисуса Христа на земле и преемник князя апостолов Петра.
Первый автомобиль у Папы Римского появился в 1909 году, то есть почти 25 лет спустя после того когда немецкий инженер Карл Бенц в 1885 году создал первый автомобиль. Представитель нарождавшейся автомобильной сверхдержавы США Нью-Йоркский кардинал Джон Мёрфи Фарли решил начать автомобилизацию Святого Престола и преподнес в дар Папе Римскому Пию X автомобиль. Но это был не американский автомобиль, так как Америка тогда уступали в этой области Европе, а итальянский автомобиль Itala 20/30. Это в настоящее время совершенно забытая марка, которая выпускалась ровно тридцать лет, с 1904 по 1934 год, в начале XX века была очень знаменита, а в 1907 году еще прославилась победой в фантастическом для того времени автопробеге Пекин – Париж, который проходил через всю Россию. Представитель одного из самых знатных итальянских аристократических родов - Боргезе, тезка знаменитого кардинала, мецената и коллекционера античного искусства, князь Шипионе Боргезе, управлявший Италой, выехав на ней из Пекина 10 июня, торжественно въехал в Париж 10 августа, обогнав на несколько недель своих конкурентов. Интересно отметить, что Шипионе был женат на Анне, которая была дочерью нашей соотечественницы, фрейлины великой княгини Александры Иосифовны, Марии Анненковой.
Иллюстрацию папского автомобиля Itala 20/30 найти не удалось, но близким аналогом может быть модель Itala 35/45 HP (Palombella) 1909 года.
Но Пий X (1903-1914), как и его преемник, Бенедикт XV (1914-1922) были людьми XIX века с очень традиционными и консервативными взглядами, предпочитая передвигаться на sedia gestatoria – переносном троне, который несли на руках 12 человек, а на более дальние расстояния использовали карету, запряженную лошадьми. Поэтому Итала так и ни разу и не возила понтификов.
Автомобильная ситуация за Ватиканскими стенами изменилась, когда Римским папой стал решительный и мужественный кардинал Акилле Ратти, принявший имя Пий XI (1922-1939). Он не только стал пользоваться автомобилем для своих поездок, но сам отлично водил машину. Именно Пий XI произвел автомобилизацию Ватикана, полностью отказавшись от конных карет. Первым его автомобилем стала подаренная архиепископом Милана машина Bianchi Tipo 15 итальянской фирмы «Fabbrica Automobili e Velocipedi Edoardo Bianchi» или просто «Bianchi» (Бьянки). Эта фирма в 1997 году вошла в состав концерна «Cycleurope» и ныне производит, увы, лишь велосипеды. Затем и сама фирма «Бьянки» в 1926 году подарила свой автомобиль Bianchi Tipo S20 Berlina.
22 декабря 1929 года Пий XI совершил первый выезд из Ватикана в римскую Латеранскую базилику на американском автомобиле Graham-Paige Le Baron (Грэм-Пейдж Ле Барон). Это было историческое событие, так как после объединения Италии в 1870 году, в результате чего Папская область вошла в состав Итальянского королевства, понтифики не признали потери своих светских владений (Папского или Церковного государства, располагавшегося в центральной части Италии) и провозгласили себя «узниками Ватикана». Новый статус папского государства был определен Латеранскими соглашениями 1929 года.
ЛАТЕРАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ — общее название документов, подписанных 11 февраля 1929 года Святым Престолом и Италией и регулирующих отношения между ними. В результате этих соглашений появилось государство Ватикан. Латеранские соглашения были подписаны со стороны Святого Престола государственным секретарем кардиналом Пьетро Гаспарри, а со стороны итальянского правительства - Бенито Муссолини.
Латеранские соглашения состоят из двух документов – «Трактата» и «Конкордата». Трактат создавал суверенное, независимое и нейтральное государство Ватикан с территорией в 44 гектара, расположенное на правом берегу Тибра в центре Рима. Трактат регулировал вопросы корреспонденции Ватикана с другими странами, создания телеграфных, телефонных и почтовых служб и сооружения железнодорожной станции на территории Ватикана. Ватикан, в свою очередь, признал Итальянское королевство под властью Савойской династии и Рим как его столицу.
К «Трактату» были приложены четыре документа: план, определяющий границы государства Ватикан; чертежи 12 зданий в Риме, получивших право экстерриториальности; чертежи зданий, освобожденных от налогообложения; финансовая конвенция. Согласно этой конвенции, Италия обязывалась выплатить Ватикану 750 миллионов итальянских лир и выдать пятипроцентные облигации на сумму в 1 миллиард лир в качестве компенсации за утраченный Папой Римским доход с земель Церковного государства.
«Конкордат» регулировал положение Католической Церкви в Италии. Он обеспечивал главе Католической Церкви свободное и независимое осуществление его духовной власти, а именно: свободное сообщение и переписку Папы со всеми епископами; право епископов и кардиналов беспрепятственно поддерживать связь со всеми верующими; право епископов беспрепятственно обнародовать указы, письма, буллы и другие документы, исходящие из Римской курии.
Элегантный автомобиль Грэм-Пейдж Ле Барон, который Пию XI подарили основатели компании «Graham-Paige» братья Джозеф, Роберт и Рей Грэм, он стал использовать для поездок в свою летнюю резиденцию. Эта некогда знаменитая американская автомобильная фирма, выпустив свой последний автомобиль в 1940 году, ныне тоже не существует.
Главный итальянский автомобильный концерн «Fiat» преподнес в 1929 году Папе свою новую модель, запущенную в производство в 1928 году - Fiat 525N. Восьмицилиндровый двигатель разгонял машину до 100 км/час.
В начале 30-х годов в автопарке Ватикана появился автомобиль Isotta Fraschini 8A с настоящим троном вместо заднего сиденья. Изотта Фраскини – это был один самых роскошных и дорогих автомобилей конца 20-ых начала 30-ых годов прошлого века, уступавший первенство лишь Роллс-Ройсу. Стоимость Изотты Фраскини была крайне высока. В Нью-Йорке ее можно было купить за 22 750 долларов, когда американские дорогие автомобили тех лет стоили не больше 7 000 долларов. Говорят, что семиместный фаэтон Изотта Фраскини был приобретен для наркома связи СССР Иннокентия Халепского. Если это правда, то ездил он на нем совсем не долго: назначенный в апреле 1937 года, он был снят с должности уже в августе того же 1937 года, а в ноябре – арестован, а в следующем году расстрелян.
В 1930 году основатель французского автомобильного концерна Андре Ситроен подарил понтифику Citroen C6E Lictoria V6 темно-бордового «амарантового» цвета. Не нужно представлять себе современный Ситроен, и тем более вспоминать послевоенные образцы, таких Ситроенов, какой был подарен Папе Римскому, еще не видел, и, наверное, больше не увидит мир.
Все никелированные или хромированные детали автомобиля были позолочены, а решетка радиатора была из цельного золота. В общем, на автомобиль ушло около 30 килограммов золота. Салон был украшен вышивкой с вензелями святого Христофора, покровителя путешественников. А посреди салона возвышался трон Папы, отделанный пурпурным бархатом.
Однако Папа Пий XI не прельстился золотом, на спидометре этого, действительно, драгоценного Ситроена пробег составляет только 159 километров.
Автор: Виталий Задворный